Херсон – город нескучный (часть шестая)
Пожалуй, уже из предыдущих публикаций стало понятно, что утверждения «неблагосклонных» путешественников о том, что Херсон «скучен и сер», были, мягко говоря, слишком предвзяты
Взять хотя бы уже известного нам путешественника-этнографа Афанасьева-Чужбинского, посетившего Херсон во второй половине XIX века. Итогом турне Чужбинского стала книга «Путешествие в Южную Россию», изданная в 1863 году, в которую вошёл и очерк о Херсоне. Конечно, авторитет Чужбинского после выхода книги достиг определённой высоты, однако спустя два года, в 1865-м, в «Херсонских губернских ведомостях» появилась большая критическая статья, автор которой, спрятавшись за кратким псевдонимом Z, усомнился в научных достоинствах этих путевых заметок. Мало того, Z обвинил Чужбинского в недобросовестном описании местного быта, в исторических погрешностях и манипуляциях с датами. Особо досталось Чужбинскому за его «неблагосклонность» к Херсону. Впрочем, обруганный путешественник-этнограф посетил Херсон, когда городу едва исполнилось 80 лет, то есть многие замыслы находились лишь в стадии воплощения, а город действительно напоминал ещё, как говорится, большую деревню.
Для зрелищ и занятий спортом
В последней четверти XIX века херсонцы познакомились с велосипедом, который для одних стал «мечтой жизни», а для других – «страшным сном».
Как сейчас сказали бы, «обезбашенные» велосипедисты носились по городу, распугивая лошадей, сбивая людей, нервируя собак, полицейских и дворников. Меры, принимавшиеся полицмейстером и городским управлением, были недейственны либо малоэффективны. Не помогали ни регистрация новых транспортных средств, ни строгие возрастные ограничения, ни определённые правила, утверждённые городской управой в виде обязательного постановления. Некоторые местные велоэнтузиасты попытались направить сие «стихийное велобедствие» в нужное русло. В Херсоне организовали кружки велолюбителей, которые довольно часто устраивали загородные походы-поездки, приглашая присоединиться всех желающих, у кого есть велосипед. В старых газетах можно отыскать информацию и о походах в несколько дней, скажем, в имение Фальц-Фейна Аскания-Нова или на курорт в Скадовск. Для любителей велогонок городская управа отвела северную аллею Александровского парка.
В конце февраля 1910 года местный предприниматель Пётр Батенко представил в Городскую управу проект «циклодрома и скейтинг-ринга», для проведения велосипедных гонок и катания горожан на роликовых коньках. Как ни странно, вопрос был решён крайне быстро, предпринимателю отвели участок земли в районе Ярмарочной площади, по соседству с еврейским девичьим профессиональным училищем. И уже 4 марта 1910 года началось спешное строительство комплекса, которое было закончено буквально через месяц. В середине апреля под бравурные звуки духового оркестра комплекс был торжественно открыт.
Циклодром Батенко
Циклодром состоял из кольца удобных велодорожек и ограждённой площадки скейтинг-ринга – поначалу с деревянным, позднее – с асфальтовым покрытием для катания на роликовых коньках. По согласованию с Городской управой цена билетов за вход была назначена в 20 копеек катающимся и 12 копеек – зрителям. Вечернее катание публики сопровождалось игрой духового оркестра. Здесь же для любителей пассивного отдыха был открыт буфет.
9 мая 1910 года на циклодроме Батенко состоялись первые в Херсоне велогонки, которые стали впоследствии традиционными. Порой в них принимали участие приглашённые знаменитости.
Очень скоро циклодром приобрёл популярность среди горожан. По примеру укоренившихся в городских иллюзионах дополнительных представлений, привлекавших публику возможностью созерцать «два нумера по цене одного», на циклодроме сверх программы гонок устраивали яркие, а порой и опасные для жизни исполнителей шоу.
«“Несгораемый человек” покажет опыты борьбы с огнём! Перелёт воздушных велосипедистов братьев Петерс на “Диаплато-диаволо” через циклодром на высоте 30 аршин (21 метр)!» – приглашали посетителей насладиться игрой со смертью афиши того времени. Конечно же, не все трюки проходили гладко. В один из июльских вечеров 1911 года произошёл несчастный случай с прыгуном Вильямсом Де-Царилом, известным не только в России, но и далеко за её пределами.Незадолго до того злосчастного вечера в Омске, в цирке Коромыслова при исполнении подобного трюка погиб его родной брат Фрид Де-Царил, с которым Вильям выступал в паре. Номер прыгуна заключался в совершении головокружительного прыжка с высокой мачты в мелкий, наполненный водой бассейн. Иногда, дабы пощекотать нервы публике, поверх воды в бассейн наливали какую-либо нефтяную смесь, которую затем поджигали. Отчаянный исполнитель бросался вниз головой в огонь… По-видимому, непритязательной публике это очень нравилось, впрочем, не только «непритязательной». В одном из старых советских фильмов есть эпизод, в котором возбуждённая толпа белоэмигрантов исступлённо вопит перед прыжком артиста с вышки, скандируя «Де-Царил! Де-Царил!». Впрочем, в фильмах часто страдает историческая достоверность.
В Херсоне Вильямс Де-Царил, исполняя трюк, должен был прыгнуть в бассейн, наполненный водой всего лишь на один аршин (70 сантиметров)! Прыжок закончился неудачно. Когда прыгуна вытащили из воды, со многими дамами в публике случилась истерика. Тем не менее неудачливый прыгун остался жив и получил-таки свои контрактные 40 рублей за смертельный прыжок. Кстати, 40 рублей в те времена были весьма приличными деньгами. Ведь, скажем, жалование ветеринарного фельдшера, городской акушерки, младшего конторщика, объездчика полей или плавней составляло всего 35 рублей в месяц.
Деятельный владелец циклодрома не останавливался на достигнутом, а продолжал внедрять в жизнь новые формы состязаний. Так, с 1912 года на циклодроме проходили интереснейшие соревнования между скаковыми лошадьми и мотоциклетами или велосипедами. Следующим крупным шагом предпринимателя было устройство в 1913 году на углу Суворовской и Потёмкинской улиц стоянки наёмных авто. Это были первые херсонские такси.
Скейтинг-ринги Билыка и Ицковича. Французская борьба
Вслед за новшеством Батенко (в 1910–1911-й годы) в Херсоне начали работать скейтинг-ринги Билыка и Ицковича. «Сегодня на скейтинге Ицковича открывается состязание чемпионата французской борьбы под управлением Томсона, Рамже, Анверса и Морозова. Кроме того, сегодня же на скейтинге состоится состязание херсонских и одесских конькобежцев с выдачей 4-х ценных призов за лучшую и красивую езду», – сообщали читателям местные газеты.
Французская борьба в начале прошлого века была повальным увлечением. Кроме скейтинга, пожалуй, не было в Херсоне ни одного заезжего цирка, в котором бы не проводился очередной чемпионат между «всемирно известными борцами».
О, вы даже не догадываетесь, что это за действо – чемпионат французской борьбы в Херсоне! Меж тем, благодаря старым газетам дореволюционного периода, сберегаемым в отделе краеведения Херсонской областной универсальной научной библиотеки, во всех подробностях можно восстановить сие красочное и, бесспорно, театральное действо. Гремели фанфары, разлетались в воздухе разноцветные конфетти, громко вопила и рукоплескала борцам восторженная публика. А какими эпитетами награждал главный арбитр каждого борца – участника представления! «Лурих! Чемпион мира. Пользуется отличным успехом у женщин. Имеет тридцать пар трико, не считая букетов! Лурих… не кривляйся.
Циклоп! Питается сырым мясом и имеет тяжёлый характер. Недавно в Галиции умерла его тётка, почему он и просит у публики снисхождения. Циклоп! Алле! Кланяйся публике.
Муханура! Питается гаоляном. Сын маньчжурских полей, орошённых в своё время кровью двух великих держав. Дитя природы. Тоже просит у почтеннейшей публики снисхождения по причине сильного опьянения по причине рождения сына…» И так далее.
Местных борцов на чемпионате представлял атлет, спрятавшийся под именем Чёрная маска и такой же кожаной маской, прикрывавшей его лицо. Хранившие интригу местные газеты писали: «Под маской скрывается, несомненно, сильный техник. С Осиповым Маска легко справился, применив “передний подхват”». В один из дней, во время схватки Маски с Рамже, «мстительный» француз таки сорвал маску с лица местного атлета. Как оказалось, под псевдонимом Чёрная маска выступал одесский борец-любитель Орлов.
Интересно, что схватка между равными по силам борцами порой продолжалась длительное время, иногда больше часа. Несколько таких выступлений, перемежаемых шуточками неутомимого весельчака арбитра, затягивались до поздней поры. В таком случае в полночь звучал гонг, извещавший, что по причине позднего времени борьба откладывается до следующего представления.
Музыка на скейтинге
Впрочем, скейтинг-ринги были не только спортивными площадками для различных состязаний, а и вполне реальными культурно-музыкальными центрами. Вот что писал «Родной край» о концертах, состоявшихся на скейтинге Билыка летом 1912 года: «Концерты оркестра 57-го пехотного Модлинского полка продолжают привлекать много публики, скучающей по музыке. Третьего дня программа концерта, состоявшая из музыкальной картины Келеро “Солдатская жизнь” и попурри из чарующей оперы “Демон” и нескольких музыкальных пустяков, была исполнена старательно. Оркестр сыгрался и производит хорошее впечатление».
Футбол в Херсоне любили
Или вот взять футбол, которым в начале ХХ века «заболело» всё, практически без исключения, мужское общество империи. Была своя футбольная команда и в Херсоне, причём, судя по результатам, неплохая: «На днях на детской площадке общества содействия физическому воспитанию детей состоялся матч местных футболистов с одесскими. Победителями оказались херсонские футболисты».
Ну вот как тут согласишься с теми, кто утверждал, что Херсон был скучным и серым городишкой?