Желѣзныя дороги
Дѣятельность земства въ дѣлѣ проведенія желѣзныхъ дорогъ выразилось въ возбужденіи передъ правительствомъ по этому вопросу ходатайствъ.
Правда, въ 1866 г. по проекту губернскаго гласнаго (О. Чижевича объ устройствѣ желѣзо-конныхъ дорогъ, одобренному уѣздными земскими собраніями, губернскимъ собраніемъ образованъ былъ „временный комитетъ по устройству желѣзо-конныхъ дорогъ въ Херсонской губерніи“.
Поставивъ своей цѣлью устройство желѣзо-конныхъ дорогъ въ губерніи, комитетъ собралъ свѣдѣнія о количествѣ могущихъ быть грузовъ на намѣченныхъ имъ линіяхъ и произвелъ. техническія изысканія и геологическія изслѣдованія нѣкоторыхъ изъ нихъ. По территоріи Херсонскаго уѣзда комитетомъ намѣчены и изслѣдованы были линіи отъ теперешней станціи Долинской къ г. Бериславу и на Николаевъ и отъ Николаева на г. Херсонъ, съ продолженіемъ ея черезъ Алешки въ Крымъ.
Предположенныя предпріятія рѣшено было выполнить, по примѣру Полтавскаго и Воронежскаго земствъ, средствами Херсонскаго земства. Съ этой цѣлью возбуждено было ходатайство о предоставленіи ему концессіи съ правительственной гарантіей и съ правомъ выдачи концессій самимъ земствомъ предпринимателямъ. Ходатайство это удовлетворено не было, но не смотря на это губернское земство не прекратило своей дѣятельности для удовлетворенія потребности въ желѣзныхъ дорогахъ и продолжало ходатайствовать объ осуществленіи предположеній комитета. Въ 1869 и 1870 гг. оно посылало въ Петербургъ особаго депутата и при его посредствѣ входило въ соглашеніе съ предпринимателями о принятіи ими на себя постройки Николаевской желѣзной дороги съ вѣткой на Херсонъ и съ возвращеніемъ земству затраченныхъ на изысканія средствъ. Благодаря успѣшной дѣятельности земскаго депутата Е. Я. Эрдели вопросъ о постройкѣ желѣзной дороги скоро былъ приведенъ къ благополучному разрѣшенію, и въ 1870 г. приступлено было къ постройкѣ желѣзной дороги отъ Николаева къ Знаменкѣ.
Признавая необходимость постройки желѣзной дороги изъ Николаева до Херсона, земство въ 1872 г., при постройкѣ Николаевской дороги, опять возбудило ходатайство о соединеніи Херсона съ Николаевомъ рельсовымъ путемъ. Ходатайство это было повторено въ 1882 г. Въ 1886 г. возбуждено было ходатайство объ осуществленіи дороги Херсонъ — Николаевъ частными предпринимателями. Но и это ходатайство было отклонено, въ виду признанія стратегическаго значенія этой дороги. Въ 1889 -1899 гг. вновь неоднократно возбуждались ходатайства о безотлагательномъ рѣшеніи этого насущнаго для Херсона и прилегающаго къ нему района вопроса. Наконецъ, осуществленіе завѣтнаго желанія и города и земства послѣдовало въ 1907 году, когда была построена средствами казны вѣтка отъ Николаева до Херсона.
Въ 1894 г. уѣзднымъ земствомъ возбужденъ былъ еще вопросъ о соединеніи желѣзнодорожнымъ путемъ п. Березнеговатаго со станціей Доброй (Явкино) Харьково-Николаевской желѣзной дороги. Губернское земство ходатайство уѣздаго поддержало, но дальнѣйшаго движенія вопросъ этотъ не получилъ.
Въ 1907 году въ уѣздную управу поступилъ проектъ инженера Чмутова о проведеніи Харьково-Херсонской желѣзной дороги, которая должна была пройти къ Херсону отъ станціи Апостолово. Проектъ этотъ уѣзднымъ и губернскимъ земствами былъ поддержанъ, и въ настоящее время вопросъ о постройкѣ желѣзной дороги Харьковъ—Херсонъ окончательно рѣшенъ. Дорога строится за счетъ казны въ томъ направленіи, на которое указывало земство.