Глава III. Развитие судостроения в Херсоне
Вскоре после ликвидации эпидемии чумы строительство Херсона приобрело прежний размах. Увеличилась и торговля через бурно развивавшийся его порт, ставший к тому времени самым большим в России на Черном море. Благодаря этому о Херсоне узнали далеко за пределами империи. Так, в одной из корреспонденций из Португалии, напечатанной в 1786 году в журнале «Зеркало Света», сообщалось: «Известно уже и у нас <в Португалии,- Ред.> о славном Российском <.. .> воздвигнутом городе Херсоне. <.. .> Число приходящих в тамошнюю пристань кораблей простиралось прошедшего года <т. е. в 1785 году. — Ред> до 122, между которыми имели 23 российский, 7 австрийский и 32 турецкий флаг. Туда привозили они вина, разные греческие плоды и произведения, разные рыбы, некоторые шелковые материи, турецкие товары, домашние уборы, утвари и прочее; а на возвратный путь нагружали корабли пшеницею, мылом, воском, пенькою, железом, разною мукою, табаком, канатами и разным деревом. <…>».
Приведенный отзыв (кстати, один из многих, дошедших до нас) свидетельствует о значительных грузооборотах, которые производились через Херсонский торговый порт. Поскольку столь большим стало число привозивших в город и увозивших из него товары и грузы морских и речных коммерческих судов, то как раз здесь уже тогда, в середине 1780-х годов, должен был осуществляться их ремонт.
Что касается строительства крупных торговых судов в Херсоне, то наиболее ранние сведения об этом относятся к 1781 году, когда 28 октября с военной верфи на воду спустили судно «Бористен» («Борисфен») грузоподъемностью 384 тонны, длиной 34,14 и шириной 9,91 метра (корабельный мастер С.И. Афанасьев). По мнению большинства историков, оно стало первым крупным торговым судном, построенным в городе.
Подтверждением тому является недатированное свидетельство крупного специалиста в области истории русского флота Ф.Ф. Веселаго о том, что корабельным мастером С.И. Афанасьевым, помимо успешно ведшегося им в Херсоне военного судостроения, «положено здесь начало постройки коммерческих судов». Он писал: «Пример этому подал майор Фалеев, один из замечательнейших и полезнейших сотрудников Потемкина по созданию Херсона. На свой счет Фалеев строил суда и отправлял их с русской пенькой, железом и табаком за границу. В целях скорейшего развития морской торговли, для перевозки в порты Черного и Средиземного морей товаров, принадлежащих русским подданным, дозволено было отпускать казенные суда».
Казенные — значит, военные, переоснащенные под торговые. Первый из них, «Бористен», как и все последующие подобные торговые суда, был приспособлен к быстрому переоборудованию во фрегат в случае войны. Так, второе торговое судно, построенное на Херсонской военной верфи по заказу того же купца, премьер-майора Фалеева — «Архипелаг» — спроектировали как фрегат и на стапелях подвергли переделке: с него сняли орудия и заделали артиллерийские порты.
Ряд историков (и среди них Э.Е. Писаренко) считает, что использование 60-пушечного фрегата «Бористен» в торговых целях — он совершал рейсы с товарами в Марсель и обратно,- а затем и других, построенных в 1780-1790-х годах на Херсонской военной верфи, кораблей (небольших и средних по тоннажности) в этих же целях стало одной из причин, задержавших развитие гражданского торгового судостроения в Херсоне в XVIII веке (одновременно оговариваясь, что тогда нужно было как можно скорее установить систематическую морскую торговлю через Херсон в довольно больших масштабах — так диктовали и экономические, и политические обстоятельства). И это при том, что на открытой Фалеевым линии Херсон- Марсель к 1787 году уже курсировало 37 купеческих судов различного тоннажа.
Первые же попытки постройки гражданских судов в Херсоне относятся ко времени его основания: здесь делали небольшие перевозочные суда — барки, большие парусные рыбачьи и солевозные лодки, плоты. Так, например, уже летом 1784 года в город для руководства строительством плотов одним из местных богатых купцов был вызван соответствующий специалист. Как видно, плоты изготовлялись в Херсоне еще до этого для переправы в близлежащие населенные пункты — Глубокую Пристань, Станислав, Голый Перевоз (Голую Пристань), Алешки, Збурьевск и в другие слободы и села. Перевозки по Днепру камня, леса и других материалов, а также хлеба, соли и прочей провизии для строителей производились в Херсоне на многочисленных барках, лодках, фелюгах и плотах, в большинстве сработанных в самом городе или его окрестностях купцами-подрядчиками.
У местных жителей сохранялись еще навыки постройки запорожских судов. Как известно, именно в Нижнем Приднепровье, почти до самого уничтожения (в 1775 году) Запорожской Сечи, запорожцами ладились галеры и чайки. Несомненно, что эти прочно, добротно сработанные суда мастерились в Нижнем Приднепровье и в конце 1770-х — начале 1780-х годов. Тогда они использовались, главным образом, для перевозки различных материалов по Днепру и его притокам на строительство Херсона.
Особенно усилилось в Голой Пристани и Алешках изготовление запорожцами галер и чаек во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Такие суда строились и под Херсоном, в частности, на Карантинном острове. Созданный в городе и его окрестностях запорожский галерный флот с успехом громил турок, подвозя провиант для русских войск, штурмовавших Очаков. Казаки на своих галерах участвовали во взятии неприступной турецкой крепости Гаджибей (находившейся на месте будущей Одессы), в героическом штурме (с Дуная) Измаила, в форсировании Дуная и т. п.
Запорожское судостроение интересно для нас, прежде всего, тем, что основные его навыки и традиции вошли составной частью в мастерство херсонских судостроителей и, главным образом, в гражданское речное судостроение, ведшееся тогда в Херсоне, Алешках и Голой Пристани.