Глава III. Завод имени Коминтерна наращивает мощности
Пятая пятилетка стала решающей в восстановлении в значительной степени пострадавшего от войны Советского Союза. К ее концу завод имени Коминтерна полностью оправился от разрушительных для него последствий четырех лет войны. В то время он состоял из десяти цехов: слесарно-механического, корпусокотельного, деревообделочного, кузнечного, литейного, транспортно-судоподъемного, инструментального, ремонтного, электромонтажного и ширпотреба. Основной объем работ приходился, главным образом, на три из них- слесарно-механический (им тогда руководил Апаев), корпусокотельный (начальник Козловский) и деревообделочный (начальник Ермилко). Объем работ, выполнявшийся другими цехами, в процентном соотношении к объему всех заводских работ был небольшим. Например, литейный цех под руководством начальника цеха Г.П.Коваля выполнял задания, доля которых, в среднем, составляла 4% от заводского производства.
Практически все цеха тогда регулярно выполняли и перевыполняли месячные и годовые планы. Так, транспортный цех под началом П.Ф.Харченко к ноябрю 1954 года за 10 месяцев выполнил и перевыполнил план на 104,5%. Причем судоподъемные и погрузо-разгрузочные работы (по самосвалам и грузовым машинам) только к сентябрю того года были выполнены на 152%. Тогда транспортно-судоподъемный цех по праву называли главной артерией завода. Ведь при небольшом количестве работавших в нем людей — 75-ти — транспортники и судо-подъемщики всегда справлялись со своими обязанностями, досрочно выполняли задачи по поставке материалов, вывозу продукции, подъему судов и многому другому. Особенно выделялись своим трудом рабочий-стахановец, депутат Херсонского городского Совета Сергей Данилович Грига, судоподъемщики Федор Данилович Никитин, Иван Крамаренко.
Самым крупным и, одновременно, передовым на заводе являлся корпусокотельный цех. Его коллектив систематически — из месяца в месяц, из года в год — выполнял и перевыполнял плановые задания, будучи примером всем остальным подразделениям предприятия. Этому способствовала, прежде всего, хорошо налаженная работа бригад. Они по государственному относились к порученному делу, ежедневно стремясь как можно больше сэкономить средств и материалов, чтобы снизить себестоимость продукции.
Бригада котельщиков во главе с бригадиром М.И.Строковым, изготовляя понтоны для плавучих пульпопроводов к земснарядам, в январе 1952 года снизила их себестоимость на 1530 рублей 40 копеек, а в июне того же года только за три с половиной дня — на 179 рублей 19 копеек. Это стало возможным благодаря хорошей, продуманной организации труда. Все работы по изготовлению понтонов Строков разбил на отдельные производственные операции. Рабочие бригады были разделены по числу операций на несколько групп. Каждую из них постоянно выполняла определенная группа, в совершенстве изучив ее процесс. Такая организация работы дала возможность бригаде в полтора раза перевыполнить нормы. В удешевлении продукции бригадой Строкова свою роль также сыграли очень рациональное использование материалов и электроэнергии и тщательный уход за инструментами и оборудованием, что значительно продолжило срок их эксплуатации. Хороших успехов по снижению себестоимости тогда добилась и бригада Кушнаренко — на сборке секции «1-Д» землесоса. А в целом корпусокотельный цех только в первом квартале 1952 года сэкономил электроэнергии на 239 рублей 10 копеек, а по накладным расходам и продолжению срока использования инструментария и инвентаря — на 799 рублей 10 копеек.
Эффективному труду помогали и постоянно проводившиеся в цехах агитационные беседы с рабочими на экономические темы. Одна из наиболее популярных среди заводчан была: «Что дает нашему предприятию один процент снижения себестоимости продукции?». Агитатором ставился вопрос: завод имени Коминтерна должен был по плану снизить за год себестоимость продукции на 7%, а фактически снизил на 8,7%; что дает предприятию снижение себестоимости производимой продукции на 1%? Ответ следовал такой: 1% снижения себестоимости равен одному речному трамваю «ПТ-109» или 10,5 паровым машинам «ПД-7». Поскольку за год коминтерновцы удешевили продукцию на 1,7% больше предусмотренного по плану, то завод сэкономил средств столько, сколько их нужно для постройки 18 паровых машин. Такая агитация, легко проверяемая на практике тут же, на предприятии, была эффективна и легко доходила до сознания рабочих. Как, впрочем, и примеры неэффективного труда и небрежности, равнодушия в работе, оборачивавшиеся экономическими потерями.
В пятой пятилетке лучшими работниками корпусокотельного цеха считались электросварщик Петр Андреевич Матвеев, выполнявший месячные задания на 200 и более процентов, судосборщики Иван Николаевич Нарбатов и Александр Васильевич Ильвачев, потомственный судостроитель, работавший по ремонту котлов и также перевыполнявший месячные нормы Леонид Яковлевич Опешанский. Вся семья Опешанских трудилась на заводе имени Коминтерна. А отец Леонида Яковлевича, Яков Иванович, начинал свой трудовой путь еще на верфи Вадона. Долгое время коминтерновцем был и его брат, Петр Иванович. Пример с ветеранов брала и молодежь: комсомольско-молодежная бригада судосборщиков — А.Я.Малухин, С.А.Тимохов, П.В.Дудник, М.Е.Сиволап, А.А.Литвиненко и бригадир И.А.Кушнаренко — в ноябре 1954 года завоевала переходный вымпел предприятия за регулярное выполнение производственных заданий на 180%.
Большинство членов этого коллектива, как и большинство молодежи цеха и всего завода в целом, являлись выпускниками Херсонского ремесленного училища № 7, что выросло из школы ФЗУ при мастерских имени III Коминтерна, основанной в 1923 году. На то время за более чем 30-летний период своего существования оно выпустило тысячи специалистов, большая часть которых затем работала на заводе, ставшем базовым предприятием этого учебного заведения.