Глава VII. Благоустройство завода и города
Особое внимание на заводе уделялось благоустройству его территории. С этой целью часто проводились субботники, дававшие свой положительный эффект. С тем, чтобы подогреть интерес коминтерновцев к приведению территории предприятия в надлежащий вид, сыграть на их патриотических чувствах, руководство ставило в пример соседей — судостроительный завод и судоверфь имени В.В.Куйбышева, где рабочие и служащие уже давно «навели образцовый порядок». Ведь территориальное расположение завода имени Коминтерна таково, что, имея живописные места и множество деревьев, кустов и цветов, его можно было бы сделать показательным для всех других предприятий города. Такую задачу поставило руководство перед коминтерновцами, и они выполняли ее в силу возможностей и своего понимания проблемы.
Благоустраивать тогда было что: на территории завода имелось много мусора, ржавого железа, деталей, строительных отходов, шлака, угля, песка. Особенно неприятное впечатление оставляли стапельные участки, которые почти никогда не убирались. Вокруг них находилось большое количество ненужного металла, отходов древесины, остатков электродов. Немногим лучше выглядели и другие места предприятия. Возле слесарно-механического цеха постоянно стояли ненужные баллоны, возле дороги накапливалась металлическая стружка, а с восточной стороны — разнообразный мусор. Начальник кузнечного участка А.Г.Кухтин не обращал на это должного внимания и сквозь пальцы смотрел на то, что прямо около дверей кузницы вываливались шлак и отходы карбида.
На такое положение вещей остро реагировали ветераны завода и многотиражная газета «Херсонський суднобудівник». В результате критики руководством давалось соответствующее распоряжение, и на предприятии проводились субботники по уборке и облагораживанию его территории, после чего она приобретала приемлемый вид. Желающих привести свой завод в порядок всегда находилось много, и среди них известные, авторитетные люди — начальник и работники конструкторского бюро, знатные специалисты, главный бухгалтер заводоуправления, работники склада и другие.
Часто в таких субботниках принимали участие инженер-конструктор Анна Алексеевна Гринченко и фрезеровщица Зинаида Ивановна Шпак. Они 7 марта 1960 года указом Президиума Верховного Совета СССР были удостоены ордена Ленина. Согласно официальной формулировке высшую награду страны Гринченко и Шпак получили «в ознаменование 50-летия Международного женского дня и отмечая активное участие в коммунистическом строительстве и заслуги перед Советским государством по воспитанию молодого поколения, за достижение высоких показателей в труде и плодотворную общественную деятельность».
Были на заводе и такие работники, кто очень серьезно, по-государственному относился к состоянию заводской среды и определял для себя эту проблему как повседневную обязанность. Например, некоторые сотрудники отдела главного механика постоянно брали на себя обязательства в сверхурочное время отработать по 50 часов на различных объектах, произведя там такие работы: побелить помещения паротурбинной, силовой № 2 и компрессорной, использовав в качестве сырья отходы автогенной сварки (использованный карбид); покрасить окна и двери в этих помещениях, а также застеклить и обмазать рамы; отремонтировать паровое отопление ПТС и компрессорной. Их пример часто находил на заводе понимание, поддержку и подражание.
Одно время на заводе по решению его партийного комитета ежегодно весной (как правило, в апреле) проводился месячник по благоустройству территории. Каждый раз приказом директора создавались соответствующие штабы, состоявшие из 10-12 человек, которые разрабатывали генеральные схемы благоустройства и озеленения предприятия с указанием необходимого количества саженцев — деревьев, кустов, цветов.
Однако коминтерновцы приводили в порядок не только свой завод. В июле 1962 года Херсонский горисполком принял решение, согласно которому рабочие заводов и фабрик, студенты и учащиеся, другие жители города были обязаны по несколько часов в неделю работать на строительстве троллейбусного пути, пролегшего по улице Ленина до моста через реку Кошевую. 18 и 19 июля на этой трассе трудились 20 рабочих и инженерно-технических работников слесарно-механического и корпусного цехов. Но не все коминтерновцы поддержали почин горисполкома. В связи с этим на предприятии велась активная разъяснительная работа, в ходе которой агитаторы-коммунисты пытались донести до скептиков, что троллейбусная магистраль не только украсит город, но и облегчит его жителям — в том числе работникам завода- передвижение на работу и домой, а также в парки, театры, кино.
Кроме участия во внутризаводских субботниках и содействия городу, коминтерновцы — в выходные — проводили и выездные дни помощи подшефному колхозу «Приморський», земли которого располагались в селах Голопристанского района Новая Федоровка и Железный Порт. Там они выполняли все необходимые на данное время года работы — весной пропалывали посадки кукурузы и других сельхозкультур, а летом и осенью помогали в сборе урожая. При этом заводчане, как правило, справлялись со значительным объемом работ. Правление колхоза всегда горячо благодарило их за помощь и приглашало приезжать почаще. Те обещали и слово свое всегда держали.
В разные годы подшефными коминтерновцев были разные хозяйства. Например, в 1965 году коллектив предприятия опекал колхоз «Червоний Жовтень» и помог ему оборудовать насосную станцию, смонтировать трубопровод для водообеспечения транспортных бригад и парников, линию электропередачи для механизации работ на центральном току, изготовить волокуши для скирдования соломы. Также заводчане предоставили механизмы и оборудование для создания ремонтных мастерских: электросварочный аппарат, токарный и сверлильный станки, газосварочный аппарат с комплектом шлангов, редукторов и горелок. За период шефствования над этим колхозом коминтерновцы научили специальностям токаря, электро-и газосварщика одного колхозника. А во время жатвы, о чем письменно договорились два предприятия, завод направлял в хозяйство агитбригаду для проведения лекций и концертов. В свою очередь, колхоз реализовывал на территории завода членам его коллектива излишки сельскохозяйственной продукции.
Шефствовали коминтерновцы и над Старозбурьевским детским домом, в течение многих лет приезжая туда и в будние дни, и в праздники. Летом 1963 года предприятие дало возможность его воспитанникам побывать на экскурсии в Киеве. В столицу и обратно детей доставили на пароходе «Тарас Шевченко», и от этого путешествия по Днепру у них остались неизгладимые впечатления. Позднее воспитанники детдома, помня интересную экскурсию и теплое внимание к ним экипажа, направили на судно поздравительную телеграмму с ноябрьским праздником и пригласили к себе в гости. Большая группа коминтерновцев откликнулась на приглашение и прибыла в Старую Збурьевку, привезя с собой улыбки, хорошее настроение и, конечно, подарки. Гощение длилось два дня. Для заводчан дети показали большой праздничный концерт, который организовали своими силами.