Глава IX. Работа завода в начале 2000-х
Cледующий, 1998-й, год преподнес заводу не очень радостный сюрприз: 27 марта ФГИУ издал приказ о передаче компанией четырех судов типа «река-море» — «Станислав Косиор», «Григорий Петровский», «Сигал» и «Скайларк», а также семи пассажирских круизных теплоходов проектов 301 и 302 — «Леся Украинка», «Евгений Вучетич», «Николай Добролюбов», «Максим Рыльский», «Маршал Рыбалко», «Алексей Ватченко» и «Россия» — в ведение акционерного общества «Київський річковий порт». И это при том, что еще в 1992 году, когда создавалась ГАСК «Укррічфлот», все они решением инвентаризационной комиссии того же Фонда госимущества страны были оставлены на ее балансе и под ее же управлением.
Коминтерновцы отреагировали на создавшуюся ситуацию крайне негативно, ведь, как писал в своем письме на имя тогдашнего Президента Украины Л.Д.Кучмы руководитель компании Н.А.Славов, все четыре сухогруза и пять круизных теплоходов (кроме судов «Леся Украинка» и «Евгений Вучетич») с момента их постройки находились на кадровом, хозяйственном и техническом обслуживании, социальном обеспечении Представительства АСК «Укррічфлот» в Херсоне. На них трудились около 700 моряков и речников со стажем работы в Представительстве более 20 лет, они являлись высококвалифицированными специалистами, постоянно проживавшими в городе, а большинство из них были единственными кормильцами семей, состоявших из 3-4 человек.
Пытаясь не допустить несправедливого решения и в поисках защиты, экипажи упомянутых судов обратились с соответствующими письмами к Президенту и премьер-министру Украины, главе Херсонской облгосадминистрации и председателю областного Совета профессиональных союзов. В них — крик души, просьба о помощи, стремление как-то исправить ситуацию. Так, в письме на имя Л.Д.Кучмы экипаж теплохода «Максим Рыльский», в частности, писал: «Шановний пан Президент! Звертаємося до Вас як до гаранта конституційних прав громадян України. <…> Пасажирські судна працюють 4 місяці на рік, тобто тільки в літній період. Решту часу члени екіпажів займаються ремонтом суден, відпочивають та працюють на інших типах теплоходів. Багато хто з нас, трудячись на цих суднах, пройшли шлях від матроса до командира. <.. .> Ми звертаємося до Вас з настійною просьбою уважно розібратися в ситуації, що склалася, і відмінити рішення Фонду державного майна, щоб не повторити помилку попереднього Президента Л.М.Кравчука, який не зупинив процес розвалу Чорноморського пароплавства».
В то же время на заводе происходили и приятные события. Так, в марте 1998 года цех технической эксплуатации флота пополнился сухоїрузом «Владимир Савельев» — первым из пяти подобных судов, строившихся для АСК «Укррічфлот» на румынской верфи «Навол» в городе Олтеница за счет валютных средств, выделенных с этой целью Европейским банком реконструкции и развития (договор о получении такого кредита представители сторон подписали в сентябре 1995 года). На воду теплоход был спущен 18 июля 1997 года, при этом его освятил представитель православной церкви. Судно назвали именем бывшего начальника Главречфлота Украины Владимира Савельева, который много сделал для развития Днепровского флота. Оно может брать в трюмы 3500 тонн груза и выходить в океан с учетом 200-мильной прибрежной зоны. Учитывая насыщенность судна автоматикой, его экипаж состоит всего из восьми человек.
В ноябре того же года завод принял второе судно этой серии — «Капитан Ширягин». Одновременно велись переговоры с Европейским банком реконструкции и развития о постройке второй серии таких же судов на той же румынской верфи, которая в очередной раз выиграла соответствующий тендер. В августе 2001 и ноябре 2002 годов херсонскую приписку получили еще два сухогруза типа «Десна» — «Владимир Проценко» и «Владимир Украинец».
На встрече первого из них, названного в честь бывшего начальника Херсонского речного порта, присутствовал президент АСК «Укррічфлот» Н.А.Славов с женой Ниной Михайловной, директор завода имени Коминтерна В.А.Бондарь, начальник базы технического обслуживания и ремонта флота Г.Г.Вовчук, руководители херсонских подразделений компании, начальник речпорта А.И.Житник, а также жена В.С.Проценко — Нина Александровна, его сын Валерий Владимирович с женой Людмилой Николаевной, внучка Аленка. Капитан Л.В.Фоминых отдал рапорт президенту АСК Славову о прибытии судна в порт постоянной приписки и доложил, что первый рейс прошел без замечаний. Выступая перед собравшимися, Николай Антонович, в частности, сказал: «Это пятый теплоход из серии сухогрузов, ставший в строй действующих флота компании. <…> Взяв курс на обновление флота, АСК «Укррічфлот» сейчас разместила заказ еще на два таких судна. А впереди — новый договор о строительстве следующей серии из пяти судов с новейшим навигационным оборудованием с учетом требований международных конвенций к морским судам, которые будут иметь возможность выхода в океан в пределах прибрежной зоны. Это позволит совершать бесперевалочные перевозки грузов в любой европейский порт».
Устремляясь в направлении развития и желая постоянно обновлять свой флот, как это делают все ведущие мировые судоходные компании, АСК «Укррічфлот» в мае 2003 года подписала с Европейским банком реконструкции и развития кредитный договор на строительство многотоннажных теплоходов типа «Буг» класса «река-море» дедвейтом 6300 тонн (его длина- 127,3 метра, вместимость трюмов — 9980 м3, количество перевозимых контейнеров — 331), а в июле оформила и дополнение к нему на сооружение четырех таких судов на николаевской судоверфи ОАО «Дамен Шипярдс Океан» («Damen Shipyards Ocean»). Одновременно компания заключила контракт с судоверфью на постройку четырех таких судов с последующим его продлением на сооружение еще шести. Тем самым она стала первым украинским заказчиком создания многотоннажного флота на знаменитом николаевском заводе. Через несколько дней из Евробанка пришли шесть миллионов долларов для строительства первого из них. Его закладка состоялась 16 декабря 2003 года, судно было названо именем Николая Бобровникова- начальника Главречфлота УССР в 1959-1970 годах.
Сухогруз «Микола Бобровников» прибыл в Херсон 3 января 2006 года. Выступая на торжествах по поводу его встречи, городской голова В.В.Сальдо сказал: «Херсон розташований на Дніпрі, і не використовувати цей транспортний потенціал було б нерозумно. Відродження добрих традицій по введенню в експлуатацію суден — це дуже добре. Кожен з цих кораблів має порт приписки Херсон, і далеко за межами нашої держави будуть знати, що є таке місто. Якщо ж говорити з точки зору економічного впливу, то такі події набагато покращують наш економічний стан. Судно буде працювати і буде приписане до Херсонського судноремонтного заводу. Відповідно всі податки йтимуть до міського бюджету, на ньому працюватимуть херсонські моряки і отримуватимуть гарну заробітну плату. Це теж фінансовий потік до Херсона. З усіх боків для міста — тільки плюси!».
Следующий теплоход типа «Буг» в порту его постоянной приписки встречали спустя три месяца — 14 марта 2006 года. Он носит имя участника Великой Отечественной войны, Еероя Советского Союза Алексея Стахорского, который работал капитаном-механиком первого на Днепре судна на подводных крыльях «Юрий Гагарин», капитаном скоростных судов типа «Ракета» и «Восход». Также он являлся зачинателем внедрения смежных профессий на речном флоте, инициатором новых маршрутов. Капитан сухогруза Дмитрий Шелковый отдал рапорт президенту АСК «Укррічфлот» П.И.Подлесному: «Теплоход „Герой Стахорський” прибыл в Херсон для получения Свидетельства о поднятии государственного флага Украины. Судно — в отличном техническом состоянии. Экипаж готов к исполнению служебных обязанностей».
Обратившись к присутствовавшим, Павел Иванович сказал: «Приветствую экипаж теплохода „Герой Стахорський” с успешным завершением первого коммерческого рейса и прибытием в Херсон для поднятия государственного флага Украины. Это знаменательное событие не только для экипажа, но и всего трудового коллектива АСК „Укррічфлот”, а также для народа нашей страны. Ведь создавая новый флот, мы укрепляем авторитет Украины как большой морской державы. Компания и в дальнейшем станет наращивать темпы пополнения флота современными судами, а потому еще интенсивней будут развиваться наши дочерние предприятия, что весомо посодействует практической реализации начертанных социально-экономических программ».
Третьим сухогрузом класса «река-море», построенным николаевскими корабелами для АСК «Укррічфлот» и прибывшим 19 мая 2006 года в Херсон, стал «Дмитро Котюженко». Его почетной матерью при спуске была жена Президента Украины Катерина Ющенко. Узнав о времени прибытия судна на место постоянной приписки, она передала в подарок для экипажа икону и рушник из семейного музея. А ее приветственные слова для церемонии встречи в порту прочла присутствовавшим председатель Укркомфлота Мария Барановская.
Судно назвали в честь бывшего директора завода имени Коминтерна Дмитрия Дорофеевича Котюженко. Добрыми словами его вспоминали в тот день многие выступавшие, а ветеран завода Семен Ханчин посвятил этому событию свои стихи, также поблагодарив президента компании П.И.Подлесного за память, за хорошие человеческие традиции. Суда серии «Бутосовременные и надежные, оснащенные глобальной морской связью, все процессы на них компьютеризированы. Капитан теплохода «Дмитро Котюженко» Александр Клименко говорил, что на таком теплоходе работать интересно и почетно: «Мы прошли уже немалый путь от Николаева до Мариуполя, где загрузились углем, дальше — в Болгарию и уже в балласте вернулись в Херсон, но замечаний к судну нет. Главное его преимущество в том, что на перевозку грузов весом 6000 тонн тратится столько же горючего, сколько на судах дедвейтом 3000 тонн. Сегодня это весьма актуально. Также открываются горизонты касательно района плавания, это Средиземное, Балтийское, Северное моря, выход в океаны, порты Африки и Франции. Спасибо Укрречфлоту и судостроителям!».
Спустя три месяца в Херсоне принимали очередной сухогруз типа «Буг» под названием «Олесь Гончар», а под конец года, в декабре, у пирса речпорта пришвартовался еще один такой теплоход — «Володимир Бондар». Почти все, пришедшие на встречу судна, лично знали человека, именем которого оно было названо. Говоря об этом, президент АСК «Укррічфлот» П.И.Подлесный выразил сожаление о безвременном уходе Владимира Анатольевича из жизни и подчеркнул, что он, будучи хорошим моряком и талантливым руководителем завода имени Коминтерна в течение двенадцати лет, оставил немало хороших дел, в том числе и в качестве многолетнего члена Правления компании, много делавшего для ее развития.
Херсонский городской голова В.В.Сальдо отметил в своем выступлении, что предприятия компании вносят значительный вклад в улучшение социально-экономического положения города, наполняют его казну и являются настоящей гордостью областного центра. «Все це,- сказал он, — завдяки грамотному менеджменту і сучасним підходам, які є головними чинниками діяльності Укррічфлоту, якими так пишався і завжди підтримував Володимир Бондар». Добрые слова о бывшем директоре завода сказали директор ХССРЗ Г.Г.Вовчук, директор Запорожского судостроительного-судоремонтного завода Григорий Манойло, начальник Херсонского речного порта Валентин Мирошко, председатель профкома завода имени Коминтерна, крестная мать судна Зоя Куликова. А председатель Укркомфлота Мария Барановская заметила, что жизнь Владимира Бондаря продолжается в теплоходе, который будет бороздить моря и океаны и достойно станет нести имя большой личности, настоящего моряка.
Очередное судно серии «Буг» — шестое по счету, под названием «Микола Славов» — прибыло в Херсон в феврале 2007 года. На воду оно было спущено на николаевской верфи осенью предыдущего года при стечении большого числа людей, среди которых находилось немало знавших Николая Антоновича при его жизни, и, прежде всего, руководители АСК «Укррічфлот» и украинского профсоюза работников речного транспорта, директора судостроительных-судоремонтных заводов и ремонтно-эксплуатационных баз флота, члены экипажа нового теплохода, руководители и работники верфи, гости Николаева.
Доктор экономических наук, президент АСК «Укррічфлот», президент Международной ассоциации судовладельцев Черноморского бассейна (с 1994 года) Н.А.Славов (1926-2006) родился в селе Терновка Николаевской области. В 1948 году он окончил Одесский институт инженеров морского флота, получив диплом инженера-эксплуатационника водного транспорта, и пошел работать на пристань «Николаев». Там Николай Антонович начинал с диспетчера, затем его назначили начальником грузового участка, заместителем начальника пристани, а с 1954 по 1956 год он трудился ее руководителем. После карьера Славова шла только вверх: в 1956-1967 годах он — начальник Запорожского речного порта, потом в течение года — заместитель начальника управления перевозок Главречфлота УССР, в 1968-1973 годах — начальник Киевского речного порта, с 1973 по 1988 год — начальник Главного управления речного флота при Совете Министров УССР (Главречфлота УССР), в 1988-1990 годах — первый заместитель министра транспорта УССР-начальник ПО «Головрічфлот», а с марта 1990 по ноябрь 1993 года — начальник МГО «Укррічфлот». В 1991-1995 годах Славов являлся представителем Украины в Дунайской комиссии и ее секретарем. Также он избирался депутатом Запорожского и Киевского горсоветов ряда созывов, депутатом Верховного Совета УССР 11 и 12 созывов и депутатом Верховной Рады Украины 2-го созыва (1995-1998 годы).
Обе диссертации Н.А.Славова посвящены проблемам речной отрасли Украины. Тема кандидатской, защищенной им в 1973 году, была сформулирована так: «Исследования и оптимизация работы порта с помощью математических методов и ЭВМ (на примере Киевского речного порта)». Защищенная им в Одесском национальном морском университете докторская диссертация уже посвящалась всей отрасли: «Методологія та реалізація переходу річкового транспорту України на ринкові умови господарювання».
Заслуженный работник транспорта Украины (звание ему присвоили в 1995 году) и Лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники (присуждена в 1998 году) Н.А.Славов — кавалер ряда орденов СССР и Украины: Ленина (1966), Трудового Красного Знамени (1971, 1986), Октябрьской революции (1976), Дружбы народов (1982), «За заслуги» II (1999) и I степени (2001). Кроме того, он был чемпионом УССР и призером СССР по боксу, автором книги «„Укрречфлот”: пути поиска, реформ и преобразования». А в космосе малая планета 6575 носит имя «Славов».
18 мая государственный флаг Украины привычно взвился над очередным судном серии «Буг», пришедшим в порт постоянной приписки Херсон, — «Юрий Макаров». Его капитан, Валерий Владимирович Карножицкий, доложил члену Правления АСК «Укррічфлот» Г.Г.Вовчуку о прибытии судна и отдал команду спустить флаг Республики Кипр и поднять флаг нашей страны. В эти минуты торжественно играл духовой оркестр Херсонского мореходного колледжа. Формально церемония встречи судна мало отличалась от многих таких предыдущих, однако в ней все же была особая нота — ее задавали гости из николаевского Черноморского судостроительного завода, директором которого в течение ряда лет работал видный организатор судостроения Юрий Иванович Макаров.
Согласно принятому графику поступления судов во флот АСК «Укррічфлот» через три месяца — 10 августа 2007 года — на первом причале Херсонского речного вокзала состоялась очередная церемония поднятия флага Украины на еще одном теплоходе серии «Буг» под названием «Михайло Синиця». На место стоянки судно привел его капитан Владимир Петрович Новиков, отрапортовавший по форме и давший экипажу команду поднять государственный флаг нашей страны. Присутствовавшие, высоко подняв головы, смотрели, как под звуки государственного Гимна на мачте сухогруза величественно возносилось сине-желтое знамя Украины.
Теплоход был назван в честь Михаила Софроновича Синицы, который десять лет возглавлял Киевский горком КПУ, девять лет — Одесский обком КПУ, а с 1970 но 1973 годы работал начальником Главного управления речного флота при Совете Министров УССР. Как говорили выступавшие на митинге знавшие его руководители, за три с половиной года во главе речного ведомства республики ему удалось много сделать для развития судостроительных-судо-ремонтных заводов, портов, строительства жилья речникам и морякам, пополнения флота, улучшения водного пути. Благодаря этим трудам М.С.Синицы его имя теперь увековечено в названии одного из лучших судов АСК «Укррічфлот».