1962 год, часть 6. Суда на подводных крыльях. Трудовая хроника Херсона
Приветствую Вас.
Человека, еще на ранних этапах развития общества, не устраивали темпы передвижения на своих двух. Поэтому он начал придумывать. Придумал колесо. Потом начал использовать животных: лошадей, верблюдов, слонов. В мечтах своих он достигал неординарных высот. Так, в сказках появились сапоги-скороходы, ковер-самолет, индивидуальный вид транспорта – у Бабы Яги это была ступа. А вот херсонцы долгое время передвигались пешком. Потом ездили на телегах, а первым общественным видом транспорта в Херсоне стал автобус. О троллейбусе мы немного говорили, немного вспомним после. А вот с трамваем нам не повезло. Нет в Херсоне трамваев, и никогда не было. Хотя здесь кроется определенный парадокс. Потому что выдающийся инженер Пиротский, с именем которого связаны такие изобретения человечества, как метро и прежде всего трамвай, долгое время жил в Херсоне, работал здесь, а умер в Цюрупинске в бедствии и забвении.
В начале 60-х годов появился принципиально новый вид транспорта – судна на подводных крыльях. Им давали космические названия – «Кометы», «Ракеты», «Метеоры». А самым мощным и самым комфортабельным из этих суден был, безусловно, «Вихрь». Первый свой рейс в 1962 году он и осуществил по маршруту Херсон – Одесса. Этому есть документальное свидетельство.
Каких только суден не увидишь возле пирса Одесского морского порта. А вот такой красавец впервые. Современная форма корпуса радует глаз, подчеркивает стремление вперед, поэтому и название у него – «Вихрь». Вместе с другими пассажирами нам посчастливилось попасть на один из первых рейсов Одесса – Херсон. Как проходил этот рейс, мы Вам и расскажем. Итак, в 10-00 наш крылатый лайнер отошел от причала Одесского порта.
Почему наш? Потому что это действительно наш, советский, самый большой в мире морской теплоход на подводных крыльях. В тумане промелькнул одесский маяк. И через несколько секунд, набрав полную скорость, мы вышли в открытое море. Скорость 75 км/час. Тяжело в тумане вести судно. Игорь Павлович Рачинский, капитан судна, уверенно ведет теплоход. Через 2,5 часа будем в Херсоне. А как себя чувствуют пассажиры? Здесь комментарии излишни. 260 пассажирских мест удобные и мягкие. Каждый ведет себя согласно своим привычкам, характеру и темпераменту. Как работают агрегаты судна? Подготовьтесь, скоро Херсон. Все в порядке, капитан. Все готово. Нужно самому проверить, как себя чувствуют пассажиры, как работает машина. Далеко за кормой осталось Черное море. Снова знакомые берега Днепра. Херсонский порт. «Мы прибываем вовремя. Аппаратура работает безупречно», — говорит радист, Владимир Федорович Клизе. Вот уже приближаемся к Херсонскому порту. На часах 12-15. Ну, пора собираться. За иллюминатором Херсон. Последние минуты швартовки. Мы покидаем судно. Все улыбаются. А в 15-00 этот комфортабельный, скороход отправится снова в Одессу. Очень интересное путешествие. Попробуйте, не пожалеете.
Эдуард Петров (инженер Херсонского речного порта) – 62-й год, это как раз год становления нашего коллектива, нашего предприятия. Маршруты у нас очень большие. В те годы советские рейсы выполнялись в Голую Пристань, в Цюрупинск, в Казачьи Лагери. То есть все низовье Днепра было охвачено нашими перевозками. Кстати, в эти годы 100-тысячный порт имел в границах 200 км. От Лепетихи, в Каховском водохранилище, до Геройского в лимане Днепра. Это все была наша территория. Всю мы ее обслуживали. Тогда у нас работало два песчаных карьера. В Глициновке, есть такой поселок в Николаевской области, и в Кардашинке. Последний и сегодня есть. И вот, в эти годы, началось обновление нашего речного транспорта. Ведь дело в том, что до этих лет наши перевозки осуществлялись небольшими теплоходиками, типа «Москвич», которые вмещали 150 человек всего-навсего. А именно в эти годы, начало 60-х годов, началось пополнение большими судами, 300-сильными. Напомните мне, пожалуйста, какие у нас суда уже были? «Максим Рыльский», «Короленко», «Сковорода», «Кузьма Минин», выполнялись и грузовые перевозки от низовий Днепра до Каховского водохранилища. Все это было в наших руках. Это годы начала развития порта. В конце 60-х годов мы образовались как единое самостоятельное предприятие. Вот на этом месте был естественный берег, не было причалов, поэтому было трудно. Появились первые большие портальные краны. До 50-х годов самый большой кран у нас был 2,5 тонны грузоподъемности КП-48. А в эти годы появились 5-тонные портальные краны. С этого началось развитие нашего порта. Уже к 70-м годам порт полностью окреп. На наших песках Глицинского карьера построен весь Шуменский микрорайон, весь микрорайон Острова – «Корабел». Все построено на песках, которые перевозили мы, речники. Так что мы внесли большой вклад в развитие нашего Херсона.
Корреспондент – Скажите, пожалуйста, а кем Вы работали в те годы?
Клавдия Городкина (глава совета ветеранов Херсонского речного порта) – Я пришла на работу сюда 11 марта 1947 года. Тогда был порт. Мы соединились с морским портом в 1953 году. И всего один год были вместе. Порт обслуживал пассажирский флот и весь транзитный флот, начиная от Киева и кончая Николаевом. Это больше 3000 судов.
Василий Мудролюбов (инженер энергообеспечения Херсонского речного порта) – Механизация порта включала в себя краны плавучие малой мощности, такие как РМЗ грузоподъемностью 3 тонны. В то время появились первые краны – пятитонный 146-й кран «Коммунар». И был старенький кран, полученный по репарации, «Колби-стилл» американского производства. Хозяйство энергетическое состояло из одной подстанции, было два трансформатора, тоже по репарации получены, 100 КвА и 160 КвА. В то время, как сегодня мы имеем мощность трансформатора 4000. Работа выполнялась в основном по электрообеспечению карьерного хозяйства Кардашинского, Глицинского карьеров. Там стояли электростанции, которые обеспечивали электроэнергией транспортерные линии. Песок был основным весом в программе нашей работы. Работа заключалась большей частью в том, что выполняли то же, что и сегодня. Мы были перевозчиками, перегрузочный комплекс, порт. В то время была примерно такая же работа.
В одной из наших предыдущих передач мы рассказывали, как на улицах Херсона появился первый троллейбус. И сегодня он ходит по тому же маршруту, номером 1. В 1962 году появилось еще два маршрута. № 2 и №4. А №3 появился в 1963 году. Ну, мы об этом расскажем в одной из наших следующих передач. А сейчас я хочу Вам рассказать об очень интересном маршруте, потому что троллейбус необычный, он пионерский.
19 апреля. Чудесное весеннее утро. За этот день наша страна сделала еще один шаг вперед. В общий труд миллионов советских людей вливаются и пионерские дела. Эта торжественная линейка воспитанников школы-интерната №1 посвящена пуску пионерского троллейбуса. Звучат слова рапорта. Как много полезного сделали дети. Дубовая аллея имени Ильича, более 6 тысяч деревьев и кустов. Десятки трудовых вахт и сотни тонн металлического лома. Победителем в соревновании стал пионерский отряд №6. Его представителям и предоставлено право разорвать ленту, первыми проехать круг почета на своем пионерском троллейбусе. Ведь он построен из металлолома, собранного руками детей. И водить его будут почетные пионеры: Виталий Першаков и Зинаида Бухтер. Настойчивые, трудолюбивые с честью выполняют юные пионеры свою двухлетку, помогают старшим приближать светлое завтра.
Продолжаем транспортную тему. По земле мы уже попутешествовали, по водным просторам также. Уже время подниматься в небо. Тем более, что есть серьезный повод. В 1962 году Херсонский аэропорт впервые принял действительно современный самолет.
Пассажирам Херсонского аэропорта не приходилось летать на скоростных современных лайнерах. И вот он появился новый, турбовинтовой красавец, гостеприимно принятый на херсонской земле. Среди тех, кто встречал этого первенца средних авиалиний, секретари Обкома Партии, товарищи Халатсин, Кобак, глава Совета Народного Хозяйства, товарищ Прибизский, представитель общественных организаций города. Цветы Вам, небесные покорители скорости. Здесь же на аэродроме состоялась пресс-конференция для журналистов республиканских и областных газет, радио и телевидения. Комментарии давал начальник украинского управления гражданского воздушного флота Николай Григорьевич Ковтюк.
Он сам привел первый пассажирский рейс нового лайнера из Киева в Херсон. Прекрасная машина. Снова в полет. Самолет легко набирает высоту. Земля там, под облаками. АН-24 – одно из самых новых достижений авиатехники. Самолет предназначен для перевозки пассажиров, почты, грузов. В комфортабельном салоне 32 удобных кресла. Поддерживается комнатная температура, кондиционированный воздух. На высоте 6000 м воздушный лайнер развивает скорость 475 км/час. Самолет может осуществлять полет и посадку в сложных метеоусловиях. Как видите, и пожилые и молодые пассажиры чувствую себя превосходно. В Киеве будут через 1 час 5 минут после взлета с Херсонского аэродрома.
Рано просыпается Херсон. Но еще раньше аэродром. Солнце едва поднялось, а возле воздушных ворот города уже оживленно. Херсон связан воздушным линиями с Москвой и Киевом, Курском и Краснодаром, Одессой и Ужгородом, Львовом и Симферополем. Поэтому ничего удивительного, что и в это утро в аэропорту было много пассажиров. На командном пункте мы встретили диспетчера, Григория Ивановича Поленникова. 33 года работает в авиации этот заслуженный человек. Сейчас у него много работы. Каждую минуту он связывается с самолетами, которые просят посадки или вылета с аэродрома. Но скорей на зеленое поле аэродрома. Только прибыл самолет из Скадовска. На нем мы и полетим. Познакомимся с его пассажирами. Нина Дуденко закончила 8 класс 17-й школы. Собирается в техникум. А до экзаменов хочет отдохнуть в Скадовске.
А это Валентин Иванович Сыпин – слесарь Херсонского нефтеперерабатывающего завода. Он везет свою доченьку Танечку в Скадовский детский садик на два месяца. Вместе с Танечкой едет к морю и Люда Бондаренко, отец которой работает в автобусном парке. Хорошо движется самолет. А чем озабочен Иван Владимирович Сокачевский? «Охотно отвечу», — говорит он. – «Я – директор ткацкой фабрики. И еду в Скадовск по служебным делам. Хочется своими глазами увидеть, какой спрос на нашу продукцию». Незаметно протекли 30 минут. Во и Скадовск. Наши новые знакомые расходятся в разные стороны. Наверное, сейчас все они уже на берегу моря. Но здесь их не узнать. Посмотрим, как отдыхают они, как набираются сил. И снова самолет отправляется в обратный путь. В тот день было произведено 18 рейсов. Молодцы летчики.
А теперь с небесных высот спустимся на землю, с которой стартуют не только самолеты, а любые добрые дела. Кинохроника 1962 года.
Радостно бьется сердце хлебороба. Вот они, плоды твоих рук, товарищ степняк. Восхищайся, ты поработал на славу. В совхозе имени Тельмана комбайнер Дмитрий Яковлевич Костенко первым повез своего красавца в безбрежное море хлебов. Да, теперь только вперед. Послушно ложится, растягиваясь в золотую дорожку зерно первого урожая. Уверенно ведет машину водитель. Дородное зерно. Секретарь партийной организации совхоза Федор Андреевич Быков поздравляет комбайнера с успехом. Скашивать за день по 40 гектаров вместо 18, что-то означает. Это темпы. А сейчас на уборке дорога каждая минута. Теперь перенесемся на поля совхозы «Винрассадник». Здесь косят хлеб напрямую. Что ни говорите, молодец Василий Анисимович Голуб. Исправный комбайнер, ни единой минуты простоя, ни единой минуты не потеряно даром. Чтобы сэкономить время, разгрузку зерна проводят на ходу. Четко работает и весь агрегат. На следующий день мы снова побывали в Тельманце. После короткого отдыха комбайнеры снова отправились в поле. Теперь полным ходом идет подборка снопов. Сегодня здесь передовая горячей битвы за великий хлеб Украины. Самоотверженно трудятся овеянные ветром и солнцем люди наддепрянской степи. С победой Вас, дорогие трудовики.
Там, где вчера поднимались над городом ажурные краны, сегодня красуются белокаменные жилые дома. Сколько их выросло в Херсоне за последние годы! Трудно сосчитать. Накануне великого праздника сдано еще два новых пятиэтажных дома. В Поселке Текстильщиков и на проспекте Ушакова. Светлые, уютные квартиры получили работники Осельский, Лавриненко, Федорук, милиционер Тарасенко, военнослужащий Колбасин, и вместе с ними еще 140 семей трудящихся Херсона. До конца года на улицах и площадях города вырастут десятки новых домов и тысячи херсонцев отметят в них радостное новоселье.
О конфетах дети мечтают как о любимых лакомствах, желанных гостинцах, подарках. Взрослые дарят конфеты и детям и любимым. Особенно большим стал спрос на кондитерские изделия в предпраздничные дни. Работницам фабрики имени Войкова жарко. Каждый день они выпускают 20-25 наименований конфет. В этом году коллектив фабрики даст продукции столько, сколько семилетним планом предусмотрено на 1963 год. Кондитеры фабрики первыми в Союзе использовали для начинки карамели кукурузную муку. Та появилась еще одна сфера применения королевы полей – в конфетах. Один из новых видов карамели, который начал сходит с конвейера несколько дней назад, так и назвали – «Королева полей». По вкусу она не уступает лучшим образцам с дорогой начинкой. Конфеты сыплются как из рога изобилия. Надо угодить потребителю и с хорошей упаковкой – красивой, по-настоящему праздничной.
Одетое в зеленую листву деревьев, украшенное голубыми незабудками и розовыми розами, к нам в гости снова пришло лето. Пришло сразу же позвало счастливую советскую детвору в далекие и близкие туристические походы, в пионерские лагеря. Веселые и возбужденные отъезжали дети речников в свой пионерский лагерь в Цюрупинске. Всю дорогу не смолкала бодрая пионерская песня. Особенно радостно было тем, кто успешно закончил учебный год и порадовал школу, родителей отличными и хорошими оценками, успехами в труде. О таких, наверное, и поговорка составлена: «Кончил дело, гуляй смело». Сколько впереди веселых развлечений, путешествий, увлекательных пионерских дел. И настроение от этого радостное, приподнятое.
Много сегодня работы, такой, праздничной, пионерской, летней. Со всеми нужно познакомиться. Первый лагерный обед. Какой же вкусный. Борщ, нисколечко не хуже маминого. Даже еще хочется попросить. Но в первый день как-то неудобно. Хорошо в лагере, очень хорошо. Здравствуй веселое пионерское лето. В пионерских лагерях нашей области за время летних каникул отдохнет и наберется сил и здоровья более 12 тысяч детей. Итак, друзья, купайтесь и загорайте, ходите на рыбалку и в лес собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц. Пусть летом в лагере вы научитесь бесконечному числу полезных и интересных дел. Пусть каникулы принесут вам много здоровья и бодрости. Доброго вам лета, пионеры и октябрята.
Не удивляйтесь, что у наших охотников нет традиционных ружей. Но это настоящие охотники, хотя и немного необычные. Ведь охотятся они с радиоприемником на лисиц, которые тоже вооружены подобными радиоприемниками. Очень умело спрятались в зарослях, и только время от времени подают сигнал, который тяжело уловить. А еще тяжелей найти того, кто подает этот сигнал. На околице Херсона начинаются областные соревнования на личное первенство. Победители примут участие в республиканских соревнованиях, которые состоятся в июле под Киевом. На старте выстроились участники этого увлекательного радиоспорта. Главный судья соревнований Павел Бедник подает сигнал. На старт выходит техник-конструктор из завода Стеклотары, комсомолка Тамара Михайлова. За полтора часа она должна найти с помощью радиоприемника трех лисиц, которые спрятались друг от друга на расстоянии 1,5 км. Соревнования начались где-то в 11 часов дня. А закончились ближе к вечеру. Много изобретательности, физической выдержки, хороших знаний радиоаппаратуры проявили участники этих соревнований. На первое место среди девушек вышла Люда Фащенко, а среди мужчин Всеволод Павловский. Итак, они, а также Тамара Михайлова и Павел Войтовский поедут на соревнования в Киев.
Лето. Его ждут с особенным нетерпением. И прежде всего дети. Ведь начиналась каникулярная пора. И самые маленькие жители области ощущали все прелести теплого моря и ласкового солнца. Ведь родители шли в отпуск. И именно летом те, у кого были маленькие дети. И тогда в 1962 году для детей делали интересные игрушки, как тот пароход, который Вы видели в начале видеосюжета. Были и традиционные надувные круги, разные животные. У кого не было такой современной игрушки, мог делать пасочки из песка, или заниматься строительством замков на берегу, или просто наслаждаться прекрасным летним днем. Отпуска тогда были в основном по три недели. И надо было успеть оздоровить и себя и семью на берегу Черного или Азовского морей.
По традиции, когда мы заканчиваем год, то обязательно всматриваемся в лица людей, которые жили тогда. Итак, наша традиционная рубрика «Лицо года».
Как и всегда кинооператоры снимали в 1962 году разных людей. Разных по профессии: инженеров, учителей, партийных работников, колхозников. Разных по возрасту: пожилых, молодых совсем юных. Да и настроение у этих людей и во время съемки было разным. Но все они, разные, создают общий портрет эпохи и отдельного года. Абсолютное большинство этих людей будут жить и в следующем году, и через 10, и через 20 лет, но почему постепенно лицо года меняется? Достоверно ответить нелегко. Можно высказать только предположение, что научно-технический прогресс, перемены в природной окружающей среде, темп и ритм нашего бытия влияют на образ жизни человека, на его привычки. И каким-то странным образом с переменой моды в одежде, архитектуре, во вкусах и развлечениях меняются и лицо человека. Почему художники. Такие, например, как Рембрандт, всю свою жизнь писали портреты людей? Лица, лица, лица, казалось бы, эта работа должна надоесть. Поиск новых тем присущ творческому человеку. Но художникам-портретистам было интересно рисовать разные лица. Через черты: глаза, губы творец раскрывал характер человека. Властность, неуверенность, доброту, коварство. Сколько людей, столько характеров, столько миров, которые самобытны, неповторимы. Кино дало возможность показывать много людей и показывать в динамике, в движении. И это углубляет впечатление от увиденного. Итак, всматриваемся в лица 1962 года. Лица крупным планом.
Сегодня ведущей темой нашей программы была транспортная тема. Любопытно, что в разных городах существует как бы своя транспортная терминология. Вот, например, в Николаеве, в частности, раньше, говорили не «номер» (там, трамвая и троллейбуса), например, номер 2, номер 3, а говорили «марка». Вторая, третья марка. На проездной билет в Одессе, по соседству, также можно сказать, говорят не «проездной», а «постоянный». А в Петербурге на проездной говорят «карточка». Вообще, человек – существо очень привередливое. Ему угодить очень сложно. И мы часто ругаем общественный транспорт, за тесноту, за несоблюдение графиков движения, за дороговизну, но все-таки благодаря транспорту мир стал более понятным. Расстояния сократились. Мы стали ближе друг другу. Мы прощаемся с 1962 годом, очень интересным, интересным на неординарные, незаурядные события. Я напоминаю адрес, по которому Вы можете писать: Херсон, улица Перекопская,10, программа «20 век. Херсонский хронограф». Или звоните 22-97-49. До встречи уже в 1963 году. Всего Вам самого доброго.