Глава IV. Многотиражка — «Херсонський суднобудівник»
Следующий, 1957-й, год стал для коллектива завода имени Коминтерна достаточно успешным. Да по-другому в то время, наверное, и быть не могло, поскольку тогда отмечалось 40-летие октябрьских событий 1917 года, официально называвшихся Великой Октябрьской социалистической революцией. К этой годовщине центральные органы власти как в Москве, так и в Киеве обязали все трудовые коллективы страны взять повышенные плановые задания и выполнить их досрочно — не к 30 декабря, а к 7 ноября, когда праздновался юбилей.
За год коминтерновцы повысили свои показатели, особенно это касалось флота, который, по данным руководства предприятия, «значительно улучшил свою работу», и судостроительного направления, поскольку завод смог «значительно больше построить судов новой конструкции в сравнении с 1956 годом». В то же время отмечалось, что предприятие не выполнило план по товарной продукции по причине несвоевременного перехода «на строительство новых четырех видов судов, на которые с большим опозданием пришли чертежи и материалы, механизмы и оборудование». Фактически все запланированные проекты стали осуществляться в следующем году.
С остальными слагаемыми годового задания завод справился довольно успешно: план по перевозке грузов был выполнен на 110,9%, по валовой продукции (промышленная группа)- на 100,1 %, по производительности труда — на 100,9%. Кроме того, за год работы коминтерновцы сэкономили топлива на 2,9% и смазочных материалов на 7%, а себестоимость перевозок они уменьшили на каждые условные 1000 тонно-километров на 4 рубля 37 копеек, что дало предприятию сверхплановой экономии на 1 миллион 298 тысяч рублей. Треть от этой суммы в обязательном порядке перечислили в фонд жилищного строительства.
А в августе 1957 года в коллективе произошло еще одно знаменательное событие: стала выходить заводская многотиражная газета «Херсонський суднобудівник». Это было важно еще и потому, что целый ряд предприятий в Херсоне давно имели свои печатные органы. К примеру, у соседей коминтерновцев по острову, судозаводчан, уже несколько лет выходила многотиражка «Судостроитель», материалы которой печатались на русском языке.
В 1930-е годы, когда мастерские были преобразованы в полноценный завод имени Коминтерна, предприятие выпускало свою многотиражку под названием «Червоний штурвал». Она печатала не только обязательные идеологические материалы, хронику городских событий, сообщения о текущей деятельности цехов и участков, рабочих-передовиках, но и статьи об истории производства — его прошлом и настоящем. В известной мере такие публикации послужили некоторым подспорьем тем, кто в те годы хотел написать полноценную книгу о заводе. Возобновления издания «Червоного штурвалу» сразу после войны не произошло, хотя многие на предприятии этого ждали.
Приняв эстафету от своей предшественницы, новая заводская многотиражка — «Херсонський суднобудівник» — по форме представляла собой двухполосное издание формата A-З. Первые годы она выходила по пятницам, а позднее, в зависимости от производственной необходимости, ее выпуск переносился на другие дни недели, включая воскресенье. Начиная же с 1990-х и по 2001 год, этот орган дирекции и профкомов завода и Херсонского представительства АСК «Укррічфлот» издавали один раз в декаду на украинском и русском языках.
Первым редактором «Херсонського суднобудівника» был Иван Павлович Богомолов, который довольно энергично взялся за дело, и в результате издание сразу приобрело авторитет у заводчан. Из своей газеты они узнавали, как трудились их товарищи на разных участках производства, кто и на сколько выполнял нормы, как вообще шли дела у предприятия, каковы имелись недостатки. Разумеется, материалы проходили как официальную, так и редакционную цензуру, а кроме того — подвергались тщательной автоцензуре при их написании или подготовке в печать самими авторами и работниками многотиражки. Тем не менее многое о том, как шли заводские дела, из него можно было узнать.
В первых номерах газеты акцент делался на экономии топлива, сырья и материалов в ходе широко объявленного соревнования к 40-летию октябрьских событий 1917 года. Так, в передовой статье номера за 13 сентября приводились примеры бережливости, которую проявили команды теплохода «Некрасов» (капитан Примак, механик Папей; сэкономлено 61,1 тонны мазута и 217,3 килограмма смазочных материалов), парохода «Т.Шевченко» (капитан Олейник, механик Лукьянченко; сэкономлено 48 тонн угля и 345,6 килограмма смазочных материалов), парохода «Юный Сталинец» (капитан Белый, механик Бондарь; сэкономлено 56,8 тонны угля), теплохода «Курск» (капитан Иващенко, механик Шавалда; сэкономлено 25,9 дизельного топлива и 816 килограммов смазочных материалов).
По высоким производственным показателям от них не отставали работники других подразделений предприятия. Лидерами здесь были слесари по ремонту судов слесарно-механического цеха Плужников и Козлов, которые постоянно перекрывали нормы выработки. Первый из них, при хорошем качестве работ, за 8 месяцев дал 22 месячные нормы, а второй — за тот же период — 19 норм. Каждый день на 200% выполнял план фрезеровщик механического цеха И.И.Френклах. Старался не уступать ему молодой столяр деревообделочного цеха С.П.Гаврилов, ежедневные показатели которого равнялись 180-200%.
Отдельные материалы газета постоянно посвящала рационализаторству на заводе и персонально-лучшим рационализаторам. Один из них, начальник технического контроля предприятия Александр Андреевич Лебедев, был удостоен статьи за то, что экономический эффект от внесенных им рацпредложений только за 1956-1957 годы составил 25 тысяч рублей условной годовой экономии. Например, вместе с работником завода Эдлисом он внес предложение изменить размер аккумуляторного ящика на 150-сильных пассажирских теплоходах, что дало значительное освобождение места в машинном отделении и сократило расход на материалы и рабочую силу. Сам Лебедев предложил вместо двух санитарных цистерн на тех же теплоходах установить одну большую и разместить ее в диаметральной плоскости к судну, тем самым создав нормальные вентиляционные условия в санитарных отсеках. Оба эти усовершенствования дали 11300 рублей условного годового экономического эффекта.
Одновременно газета печатала и много критических материалов, часто, что называется, «невзирая на лица». Так, благодаря ее острой заметке «Про переправу» удалось добиться порядка во время проведения посадки и высадки рабочих завода на «ПТ-197», который осуществлял перевоз людей с территории завода на противоположный берег. Оказалось, здесь царил беспорядок, на который почему-то не обращали внимания ни рядовые работники, ни техперсонал предприятия. Между тем каждый день посадка и высадка людей производилась без трапа, судно во время швартовки не крепилось и то и дело силой ветра или волн отдалялось от причала на какое-то расстояние. Пассажирам приходилось прыгать на ходу, и особенно трудно было делать это пожилым и женщинам.
Остро отреагировал «Херсонський суднобудівник» в номере за 19 ноября 1957 года на плохую работу отдела снабжения завода. Статья называлась «Колективний договір — закон виробництва». «Не проходить ні однієї наради у директора, — жестко говорилось в ней, — де б не говорили про відсутність пропан-бутана, карбиту, метала різного профілю, кизелевих ручок, рукавиць для робітників і т. ін., і на кожній нараді тов. Красножан (начальник відділу постачання) відповідає: „буде”, „привеземо”, „дали заявку”. Але так продовжується з місяця на місяць, з дня на день. Цю неоперативність і бюрократизм треба викорінити. А це відбудеться тільки тоді, коли кожний начальник відділу, дільниці буде виявляти свою ініціативу, буде жити не тільки сьогоднішнім, але й завтрашнім днем».
Когда в 1959 году И.П.Богомолова на посту редактора сменил Георгий Андреевич Музыкантов (родился в 1923 году), газета, пожалуй, стала еще более жесткой и принципиальной. Может потому, что ее новый руководитель знал жизнь не понаслышке: молодым он сражался на фронтах Великой Отечественной войны, в боях получив высокую награду — орден Славы третьей степени. В связи с тяжелым ранением (он потерял ногу) Музыкантов был демобилизован из армии и с 1947 по 1952 год учился на юридическом факультете Львовского Государственного университета имени И.Франко. До прихода в газету «Херсонський суднобудівник» Георгий Андреевич работал в органах юстиции Херсонской области на должностях нотариуса, ревизора управления Министерства юстиции УССР по Херсонской области и старшего инспектора по кадрам Херсонского областного суда.
Принципиальность нового редактора видна хотя бы на примере ряда публикаций, посвященных теме сильно затянувшегося капитального ремонта теплохода «Суворов», который начался в мае 1958 года с демонтажа его двигателей и всех вспомогательных механизмов. В острых материалах доставалось всем, кто был причастен к такой безответственности. 11 февраля 1960 года «Херсонський суднобудівник», анализируя ситуацию, отмечал, что «ремонт судна „Суворов” провадиться від випадку до випадку». В очередной раз это произошло потому, что отсутствовали чертежи и необходимые материалы. Как на особо виновных газета указала на начальника технического отдела завода Г.Т.Збежнева и начальника конструкторского бюро В.Ф.Терека, которые своевременно не побеспокоились о плане работ по разработке соответствующих чертежей.
Однако не только это стало причиной затянувшегося ремонта судна, о чем газета проинформировала коллектив предприятия со свойственной ей прямотой, опирающейся на конкретные факты: «Для просування робіт дуже потрібні такі матеріали, як кабель, червона мідь, пароводоарматура, опалювальна арматура двигунів тощо. Але відділ постачання і технічний відділ заводу поки що не забезпечили цим робітників. Ці серйозні недоліки майже цілком лежать на совісті тт. Збєжнєва Г.Т. і Красножана О.М., і треба вжити всіх заходів, щоб виправити становище, яке склалося».
Прошло несколько месяцев, теплоход «Суворов» успел «отпраздновать» на заводском слипе вторую годовщину своего капитального ремонта, а о завершении работ никто и речи не вел. Тогда газета снова вернулась к поднятой в феврале теме, но уже более мощно: помимо статьи «Капремонт — відповідальна робота» в сатирической рубрике «Ринда» появился и соответствующий рисунок, изображающий капитана судна и начальника отдела снабжения А.М.Красножана на фоне покрывшегося пылью «Суворова». На вопрос первого, почему не спускают судно на воду, тот ответил ему: «Та все через балери рулів, сталь для яких ми вже два роки обіцяємо завезти».
Но не только этого не хватало для завершения ремонта: по утверждению автора статьи-старшего диспетчера завода С.Животощука — «для безперебійної роботи на судні потрібно ще багато різних матеріалів, кабелів, метизів, електроапаратури, та начальник відділу постачання т. Красножан О.М. і його товарознавці вважають, що строк виконання обіцянок ще не настав, адже вони дотримуються тієї думки, що обіцяного три роки чекають».
Кроме А.М.Красножана, от въедливого автора статьи досталось мастеру технического цеха Б.Н.Клишевичу («чомусь зволікає з ремонтом головних двигунів»), мастеру трубопроводного участка Ю.Г.Оскаленко («за останній час припинив роботи на судні»), мастеру электроучастка М.П.Макову («ще й досі не приступив до неї <роботи. — Ред.>»), начальнику технического отдела завода Г.Т.Збежневу («ще не вніс повної ясності в питання паливної апаратури, головних регуляторів обертів, немає ще креслень на спецінструмент»). В результате такой массированной критики со стороны газеты спустя короткое время ремонт теплохода «Суворов» был завершен.
Коминтерновцы любили свою газету, охотно читали ее и, как свидетельствуют опубликованные на ее полосах отклики рабочих и служащих завода, часто желали ей помещать на страницах больше критических материалов, острых фельетонов и всегда сообщать читателям о принятых мерах, что увеличивало бы ценность и действенность прозвучавшей критики.